Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

СРЕДНЕНИЗОВЫЕ ЧУВАШИ, анат енчи (букв. нижесторонние) чăвашсем – одна из трёх этнографических групп чувашского народа. Зона их расселения на З граничит с ареалом проживания верховых чувашей, на Ю – низовых чувашей, охватывает северо-восточ. районы Чуваш. Респ. В 19 в. она включала юж. часть Ядрин., восточ. часть Чебоксар. и север. часть Цивил. уездов. Север. и восточ. границы совпадают с границами Чуваш. Респ., запад. начинается ниже Чебоксар (выше с. Чемурша), проходит через пос. Кугеси Чебоксар. р-на, с. Визикасы Цивил. р-на, д. Вурман-Янишево Канаш. р-на, поворачивает на ЮЗ, обходит с В с. Янгорчино Вурнар. р-на. Границы с верховыми и низовыми расплывчаты и образуют переходные зоны со смешанными традициями в Прицивилье и междуречье Аниша и Кубни. Этнографич. рай­оны частично отличаются от ареалов языковых и музыкал. диалектов; границу между низовыми и С.ч. условно проводят по р. Ута.

Средненизовая этнографич. группа чувашей генетически связана как с верховой, так и низовой группами и выступает первичной по отношению к ним. Сформировалась в 13–15 вв. в результате расселения в Прианишье и Прицивилье чувашей из Приказанья и Присвияжья. Ядром С.ч. явились болгаро-чуваши междуречья Аниша и Цивиля, переселившиеся в этот регион из Заказанья и Приказанья до 15 в. На основе этого населения, частично путём ассимиляции марийцев, сформировалась нижнецивил. подгруппа. Козлов. подгруппа связана своим происхождением с населением низовий р. Свияга и Приказанья. В составе С.ч. выделяются 3 подгруппы: аниш-цивильская, нижнецивильская и козловская.

Выходцы из С.ч. участвовали в формировании всех этнотерриториал. групп. Наиболее заметно влияние средненизовой традиции в языке и культуре неверкинско-кулаткинской и самаролукской подгрупп приволж. и приикской (бассейна р. Ик) этнотерриториал. групп чувашей, образующих ареал со смешан. традицией при преобладании в ней признаков С.ч.

У С.ч. доминировал тип свадьбы с проведением обрядов на стороне невесты и с гостеванием у её родственников, с сочетанием элементов верховой и низовой традиций: устройством свадебного места шилĕк (как у верховых) и причитанием невесты (хĕр йĕрри, как у низовых). Главную роль в поезде жениха играли старший дружка (мăн кĕрÿ) с женой (мăн кĕрÿ арăмĕ), у невесты – старший брат с женой (хĕр пиччĕшĕпе инкĕш). В восточ. части Чебоксар. у. шилĕк отсутствовал, значимую роль играла жена одного из старших родственников жениха. При встрече двух родственных групп поезжане обменивались шуточными куплетами. По окончании гостевания невесту увозили к жениху, где продолжался свадеб. пир, и проводились соответствующие обряды: снятие покрывала, хождение молодой по воду, приготовление «супа молодой» на второй день.

В календар. обрядности своеобразны формы, сроки и особенности функционирования составляющих её элементов. Новогод. цикл [сурхури, кăшарни (кăшарни сăри), раштав] сопровождался гаданиями, заклинаниями, гостеванием со сбором продуктов и последующей совместной трапезой, а также ряжением, проведением общесел. праздника типа ял сµри. В праздновании масленицы акцентировались общесел. пир сăра чÿк и поминовение предков. В пасхал. цикле нижнецивил. подгруппы представлены проведение сĕрен или вирĕм, общесел. пир халµх сµри, обряд йыхрав, гостевание родственников мункун пµтти. На ЮВ Цивил. у. был локализован вариант этого цикла с поминовением çурта кунĕ, с зажиганием пасхал. костров, с проведением сĕрен и общесел. праздника халăх сăри. Молодёжные игрища (вăйă, хĕр поххи, хĕр таппи, кушар и др.) проводились эпизодически в период с пасхи до çимĕк и превращались в своеобразную ярмарку невест. Время от нескольких дней до двух недель перед çимĕк называлось çинçе, считалось периодом отдыха земли. На ЮВ зоны С.ч. – в междуречье Аниша и Кубни – проводились обряды акатуй (между çимĕк и учук), осенний цикл благодарствен. молений и поминовения предков автан сăри, поминал. обряды çураçма, çурта кунĕ; период çинçе открывался общесел. молением учук, предшествовавшим обряду вызывания дождя çер­çи чÿкĕ.

Музыкально-поэтический фольклор С.ч. наряду с общенационал. свойствами (жанровая система, пентатоника, квантитативная ритмика, краткосюжет. композиция çавра юрă и т.п.), имеет диалектные особенности (см. Диалекты музыкальные). В жанровом составе песен. фольклора выделяются кĕреке юрри, к-рые у других этнографических групп сохранились мало. Среди весенних хороводных песен (вăйă юрри) преобладают скорые игровые и почти нет медленных плавных образцов (особенно многочислен. у низовых). Только в границах территории С.ч. распространён единый напев-формула плача невесты. См. нотный пример.

Для С.ч. характерны песни отхожих промыслов – лесоповала и бурлачества. Особенностью поэтики песен С.ч. можно назвать снижение доли архаичных философско-мировоззренческих сюжетов, абсолютизирующих ценности родовых связей и отношений, преобладание бытовых, в т.ч. шуточных и иронизирующих мотивов, мало распространённых у низовых. Для ладовой структуры традицион. напевов характерны комбинирован. звукоряды, включающие полутоны «на расстоянии» (но в отличие от верховых относительно редки полные квинтово-транспозицион. структуры). В ритмике наблюдается стабильность пульсации («моры»), богатство сочетаний различных ритмических ячеек в пределах четырёхъячейковой строки. Среди многообразных строфических форм как специфичные только для С.ч. выделяются трёхстрочные с дополнительными кадансами A+Bk+B1k и пятистрочные A+B+C+B1+C1.

Для С.ч. характерны озеленённые поселения со средним количеством дворов. Дворы были П- или Г-образными. Жилище обустраивалось по схеме изба+сени+клеть. Бытовали двухэтаж. амбары, верхний этаж (так наз. курница) к-рых соединялся с сенями. Кровля домов и амбаров в основном была деревянной (тёс, дранка). В усадеб. комплексе чаще, чем у верховых, встречались бани. В культуре питания в течение долгого времени сохранялись древние элементы: çÿрме, сутта (варёная колбаса) и др.

В традиционном народ. костюме С.ч. отражены древнейшие этнические черты. Жен. рубахи из белого холста, имевшие прямой, чуть облегающий силуэт, орнаментировались вышитыми нагрудными узорами кĕскĕ и наплечными розетками хултăрмач, односторонним сунтăх, а также красными шёлковыми лентами. Вышивкой украшались головные повязки сурпан и сурпан тутри, передник (чĕрçитти), поясные подвески и др. элементы. В кон. 19 в. стало применяться и узорное ткачество. Жен. головной убор хушпу в форме цилиндра с узкой наспинной полосой богато украшался монетами, жетонами и цветным бисером. Девичья тухъя имела вид округлой шапочки с монет. и бисер. декором светлых тонов. Украшения (шейные мăй çыххи, нагрудные ум çакки и сурпан çакки, чересплечное тевет и др.) изготавливались из монет, раковин каури, цветных бус и бисера. Археологич. и историч. памятники (надгробия, украшения шÿлкеме, кольца и т.д.) свидетельствуют, что С.ч вплоть до 17–18 вв. пользовались знаками рунического письма, у них на высоком уровне был такой вид искусства, как ювелир. чеканка по цветному металлу.

Часть исследователей считают, что говоры С.ч. представляют собой самостоятел. диалект, а по мнению других – переходным между диалектами верховых и низовых. Эти разногласия вызваны тем, что для языка С.ч. характерна широкая переходная зона, образовавшаяся в ходе историч. междиалектных контактов, в к-рой переплетаются языковые особенности верхового и низового диалектов. Поэтому диалект этнографич. группы С.ч. нередко называют смешанным, или средним. Для него характерно совпадение разнообразных, независимых друг от друга изоглосс отдельных явлений, а также наличие специфических черт, к-рые отсутствуют в других диалектах. К наиболее значительным особенностям языка С.ч. относятся: наличие губного сингармонизма однородных кратких гласных а, е; оканье, встречающееся на С расселения С.ч.; широкое распространение уканья (в начал. слоге вместо общетюркского а) и вместе с тем наличие среднего звука между о и у, напр.: пу°р «есть», у°рам «улица»; сходные с низовыми аффиксы склонения имён и спряжения глаголов, аффикс множествен. числа -сем. С низовым диалектом объединяет его и ряд других явлений. В зоне диалекта С.ч. выделяются малоцивильский, цивиль­ско-мариинско-посадский, урмарский говоры. В урмарском говоре распространён специфический губной сингармонизм типа вă°рмон «лес», кă°моко «печь». Здесь же встречаются варианты аффикса множествен. числа в огласовке (-сен, -сĕм: ялсен, ялсĕм «деревни»). Сохранился островок древнего явления, заключающегося в употреблении звуковых комплексов ав, ев вместо монофтонгов у, ÿ: шарккав ~ шаркку «жаркое», хĕвре ~ хÿре «хвост».

Автор: А.А. Трофимов, Е.А. Ягафова, М.Г. Кондратьев, Л.П. Сергеев, П.П. Фокин, Г.Б. Матвеев, Г.Н. Иванов.
Лит.: Комиссаров Г.И. Чуваши Казанского Заволжья // Известия ОАИЭ. Т. XXVII. Вып. 5. Казань, 1911; Он же. Этнографическая карта Козьмодемьянского, Цивиль­ского, Чебоксарского и Ядринского уездов Казанской губернии. Казань, 1912; Чуваши. Этнографическое исследование. Ч.1. Материальная культура. Ч., 1956; Ч.2. Духовная культура. Ч., 1972; Песни средненизовых чувашей. Ч., 1993; Чувашское народное искусство. Ч., 1981; Чувашский костюм. Москва–Чебоксары–Оренбург, 2002.
Иллюстрации
Костюм средненизовых чувашей. 19 - начало 20 вв.
Пример

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство